Администрация Рыбасовского сельского поселения
Сальского района Ростовской области

image

Постановление № 73 от 10.06.2014 г

Скачать документ

 

 
 
 
                                                                            Российская Федерация
Ростовская область
Сальский район
 Администрация Рыбасовского сельского поселения
 
 
 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е  
 
                10.06.2014г                                                                                                                    № 73
 
п.Рыбасово
 
Об утверждении Программы повышения
эффективности управления муниципальными
финансами на период до 2018 года в Рыбасовском
сельском поселении
 
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, Постановления Правительства Ростовской области от 04.04.2014 №216 Администрация Рыбасовского сельского поселения 
п о с т а н о в л я е т:
 
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Сектору экономики и финансов руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, при реализации муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения, а также при подготовке проектов решений Собрания депутатов Рыбасовского сельского поселения и иных правовых актов.
3.  Контроль за выполнением постановления оставляю за собой
 
 
 
Глава Рыбасовского сельского поселения:                            И.Ф.Лященко
 
Приложение
к постановлению
Администрации
Рыбасовского сельского поселения
от 10.06.2014 № 73
 
ПРОГРАММА
повышения эффективности управления муниципальными
финансами на период до 2018 года в Рыбасовском сельском поселении
 
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в Рыбасовском сельском поселении (далее – Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 – 2015 годах и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2014 – 2016 годы, утвержденными постановлением Правительства Ростовской области от 04.09.2013 № 553, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Рыбасовского сельского поселения, утвержденными постановлением Администрации Рыбасовского сельского поселения от 24.09.2013 г. №121  и определяет основные направления действий органов исполнительной власти Рыбасовского сельского поселения.
 
I. Итоги реализации Программы
по повышению эффективности бюджетных расходов
в Рыбасовском сельском поселении на период до 2012 года
 
Основными результатами реализации в Рыбасовском сельском поселении среднесрочных бюджетных реформ стали:
регулирование бюджетных правоотношений на основе единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
упорядочение основных социальных обязательств;
организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств Рыбасовского сельского поселения;
формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению бюджета поселения  на очередной финансовый год и на плановый период в формате «скользящей трехлетки».
В 2011 – 2012 годах развитие бюджетной системы Рыбасовского сельского поселения продолжилось в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Рыбасовском сельском поселении на период до 2012 года, утвержденной постановлением Администрации Рыбасовского сельского поселения от 31.12.2010 № 116 (далее – Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов осуществлялась по следующим направлениям: долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета Рыбасовского сельского поселения, переход к программной структуре расходов бюджетов, повышение эффективности предоставления  муниципальных услуг и оптимизация функций муниципального  управления, развитие системы муниципального финансового контроля, реформирование системы бюджетных платежей, развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
 
1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость
бюджета Рыбасовского сельского поселения
 
В целях своевременной и качественной подготовки проектов решения Собрания депутатов Рыбасовского сельского поселения о бюджете поселения Администрацией Рыбасовского сельского поселения ежегодно утверждался порядок их разработки. Формирование местного бюджета осуществлялось с учетом прогноза социально-экономического развития Рыбасовского сельского поселения, а также с соблюдением ограничений дефицита местного бюджета и муниципального долга Рыбасовского сельского поселения в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В целях проведения взвешенной бюджетной политики и ограничения увеличения расходов были разработаны бюджетные правила и подходы к формированию расходной части бюджета с учетом ряда мер по оптимизации расходов, определенных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Рыбасовского сельского поселения на 2013 – 2015 годы.
 
2. Переход к программной структуре расходов бюджетов
 
В 2011 году был разработан и принят Порядок принятия решения о разработке муниципальных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, утвержденный постановлением Администрации Рыбасовского сельского поселения от 25.05.2010 № 48, в котором впервые было дано понятие бюджетной эффективности реализации муниципальных долгосрочных целевых программ.
Перечень муниципальных программ размещался на официальном сайте Администрации Рыбасовского сельского поселения и обновлялся по мере необходимости.
В 2012 году на основании проведенной оценки бюджетной эффективности муниципальных программ внесены изменения в муниципальные программы с учетом оптимизации бюджетных расходов на реализацию программных мероприятий. Определена необходимость их дальнейшей реализации с учетом внесенных корректировок по прогнозируемым проблемам для достижения поставленных целей в решении вопросов социально-экономического развития Рыбасовского сельского поселения.
 
3. Повышение эффективности предоставления
муниципальных услуг и оптимизация
функций муниципального управления
 
В 2010 – 2012 годах была проведена фундаментальная реформа системы оказания муниципальных услуг.
Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон № 83-ФЗ) стал основополагающим документом для установления правового статуса государственных (муниципальных) учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.
В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки к реализации Федерального закона № 83-ФЗ было принято решение Собрания депутатов Рыбасовского сельского поселения от 21.01.2011 №84 «Об утверждении положения об отдельных мерах по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений Рыбасовского сельского поселения в переходный период».
Создана нормативная правовая база, позволившая повысить эффективность предоставления муниципальных услуг и оптимизировать функции муниципального управления.
 
 
4. Формирование комплексной
контрактной системы в Рыбасовском сельском поселении
 
За период с 2010 по 2012 год осуществлены меры, обеспечивающие развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг организациями государственного сектора и сектора муниципального управления.
Графики проведения открытых торгов (открытых конкурсов и открытых аукционов в электронной форме) утверждались соответствующими распоряжениями Администрации Рыбасовского сельского поселения.
 
 
5. Реформирование системы бюджетных платежей
 
В период с 2010 по 2012 год в Ростовской области завершен перевод лицевых счетов бюджетных учреждений по учету средств во временное распоряжение и от приносящей доход деятельности из кредитных организаций в органы Федерального казначейства.
В рамках реформирования правового положения государственных (муниципальных) учреждений и в целях своевременного финансового обеспечения указанных учреждений в соответствии с соглашениями, заключенными с органами Федерального казначейства, бюджетным и автономным учреждениям в новом статусе были открыты лицевые счета для учета субсидий на выполнение муниципального задания, субсидий на иные цели, средств обязательного медицинского страхования.
Проведенные мероприятия позволили с 1 января 2012 г. осуществлять финансовое обеспечение муниципальных бюджетных учреждений.
 
6. Развитие информационной системы
управления муниципальными финансами
 
С начала 2011 года внедрен юридически значимый электронный документооборот с применением средств электронной цифровой подписи с финансовыми органами муниципальных районов и городских округов Ростовской области с помощью системы электронного документооборота и делопроизводства «Дело». Участниками электронного документооборота являются органы исполнительной власти Ростовской области и финансовые органы муниципальных районов и городских округов.
На официальном сайте министерства финансов Ростовской области внедрен сервис для оперативного размещения отдельных отчетных форм.
В 2013 году Администрацией Рыбасовского сельского поселения  был подготовлен Отчет о реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов за весь период ее действия. Информация об исполнении Программы повышения эффективности бюджетных расходов была направлена Главе Рыбасовского сельского поселения.
 
II. Цель, задачи и условия реализации Программы
 
Наряду с поступательным развитием в последние годы правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в Рыбасовском сельском поселении к настоящему времени еще не завершен.
Характерной чертой бюджетной политики на современном этапе является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. В этом направлении необходимо повысить эффективность государственного управления, обеспечить выполнение расходных обязательств в полном объеме и решить приоритетные задачи социально-экономического развития Рыбасовского сельского поселения в условиях ограниченности ресурсов.
Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств, а также совершенствование муниципального финансового контроля, которые нашли отражение в Программе.
 
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, озвученных Президентом и Правительством Российской Федерации, достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения задач Программы:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости местного бюджета;
модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления;
управление финансовыми ресурсами;
повышение функциональной эффективности бюджетных расходов;
обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов.
Программа определяет общие механизмы реализации установленных целей и задач, достижения результатов мероприятий муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения.
 
III. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности местного бюджета
 
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении бюджетных и долговых обязательств Рыбасовского сельского поселения являются основными целями бюджетной, налоговой и долговой политики Рыбасовского сельского поселения.
Стратегической мерой, способствующей проведению эффективной бюджетной политики, является расширение горизонтов бюджетного планирования, в том числе за счет утверждения бюджета на трехлетний период и формирования долгосрочных бюджетных стратегий.
Стратегией социально-экономического развития Рыбасовского сельского поселения на период до 2020 года определены основные подходы к реализации долгосрочных приоритетов бюджетной и налоговой политики Рыбасовского сельского поселения.
Основными инструментами достижения целей муниципальной политики Рыбасовского сельского поселения, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования являются муниципальные программы Рыбасовского сельского поселения.
В рамках муниципальной программы Рыбасовского сельского поселения «Управление муниципальными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» предусмотрена реализация подпрограммы «Долгосрочное финансовое планирование».
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости местного бюджета необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям.
 
1. Проведение эффективной налоговой
политики и политики в области доходов
 
Муниципальная налоговая политика должна быть направлена на дальнейшее расширение налоговой базы и достижение устойчивой положительной динамики поступления налогов путем:
мониторинга уровня собираемости налогов;
снижения недоимки по налогам и сборам;
реструктуризации задолженности по платежам в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Формирование расходных обязательств с учетом
их оптимизации и повышения эффективности
 
В рамках выполнения поставленной задачи по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить:
формирование «программного» бюджета на основе муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения; проведение оценки бюджетной эффективности реализации муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения с последующей оптимизацией расходов местного бюджета по результатам проведенной оценки;
планирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период исключительно на основе бюджетных правил;
оптимизацию расходов в соответствии с «дорожными картами» изменений в отраслях социальной сферы Рыбасовского сельского поселения, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети муниципальных учреждений Рыбасовского сельского поселения;
формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государсвенных и муниципальных услуг и работ будет установлен Правительством Российской Федерации.
 
3. Разработка и утверждение бюджетной стратегии
Рыбасовского сельского поселения на долгосрочный период
 
Основной новацией для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости будет являться разработка и утверждение бюджетной стратегии Рыбасовского сельского поселения на долгосрочный период.
Долгосрочное планирование даст возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов. Таким образом, долгосрочное планирование позволяет уйти от инерционного подхода, когда ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.
В целях реализации данных задач 24 января 2014 г. Муниципальной Думой Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) с целью необходимости включения понятий «долгосрочное бюджетное планирование», «бюджетная стратегия Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования)», а также включения норм, определяющих порядок разработки, рассмотрения и утверждения бюджетной стратегии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и их взаимосвязанность на каждом этапе бюджетного процесса.
Рассматривая бюджетную стратегию как документ более высокого стратегического уровня, принятие бюджетных стратегий планируется до принятия соответствующего решения о бюджете. Составление проектов бюджетов должно основываться на утвержденной долгосрочной бюджетной стратегии.
Разработка бюджетной стратегии Рыбасовского сельского поселения будет осуществляться в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Рыбасовского сельского поселения до 2030 года и с учетом утверждения бюджетной стратегии Российской Федерации, нормативных правовых документов и рекомендаций на федеральном уровне.
Начиная с 2015 года, предусматривается представление бюджетной стратегии Рыбасовского сельского поселения в Собрание депутатов Рыбасовского сельского поселения одновременно с проектом решения о бюджете.
 
4. Ответственная долговая политика
 
Одной из основных задач в реализации ответственной долговой политики является поддержание безопасного уровня муниципального долга Рыбасовского сельского поселения.
Долговая политика Рыбасовского сельского поселения будет зависеть от формирования собственных доходов местного бюджета, а также расходных обязательств Рыбасовского сельского поселения при соблюдении установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничений по дефициту и муниципальному долгу.
В предстоящем периоде управление муниципальным долгом будет направлено на обеспечение приемлемого и экономически безопасного объема муниципального долга Рыбасовского сельского поселения, минимизацию стоимости обслуживания долговых обязательств и недопущение просроченной задолженности по долговым обязательствам Рыбасовского сельского поселения.
 
IV. Модернизация бюджетного процесса в условиях
внедрения программно-целевых методов управления
 
В 2013 году была подготовлена нормативная правовая, методическая и аналитическая база для перехода к формированию и исполнению местного бюджета на основе программ – к «программному» бюджету.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе «программный» бюджет лишь создает необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов деятельности исполнительных органов власти Рыбасовского сельского поселения. Эффективность «программного» бюджета как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.
В соответствии с внесенными в 2013 году изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации возможность формирования местного бюджета на основе муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения предусмотрена начиная с бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
 
1. Развитие муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения
как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
 
Развитие программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по повышению эффективности бюджетных расходов в Рыбасовском сельском поселении. Такая ситуация обусловлена необходимостью формирования устойчивой связи между осуществляемыми расходами и планируемыми результатами, что является ключевой целью всей идеологии реформирования общественных финансов на протяжении последних десяти лет.
Переход к «программному» бюджету – это не столько принятие муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения и программный формат расходов, сколько изменение идеологии формирования, исполнения и контроля. От «чего израсходовано» до «чего достигли».
В 2013 году в рамках перехода на «программный» бюджет были разработаны и приняты следующие правовые акты:
решение Собрания депутатов Рыбасовского сельского поселения от 30.08.2013 № 37 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в Рыбасовском сельском поселении»;
распоряжение Администрации Рыбасовского сельского поселения от 04.09.2013 № 58
«Об утверждении Перечня муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения»;
постановление Администрации Рыбасовского сельского поселения от 10.09.2013 № 111 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения»;
распоряжение Администрации Рыбасовского сельского поселения
от 25.09.2013 № 60 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения»;
девять постановлений Администрации Рыбасовского сельского поселения об утверждении муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения.
В 2014 году расходы местного бюджета в рамках муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения составляют 57,3 процента. Наличие муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения делает информацию о расходах местного бюджета более подробной и обоснованной.
Разработанные муниципальные программы Рыбасовского сельского поселения направлены на поступательное развитие благоустройства территории, коммунальной и транспортной инфраструктуры.
Социальный аспект имеют муниципальные программы Рыбасовского сельского поселения, направленные на развитие культуры и спорта.
Как отметил в Бюджетном послании на 2014 – 2016 годы. Президент Российской Федерации, конечная эффективность «программных» бюджетов зависит от качества муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения, механизмов контроля за их реализацией.
Поскольку муниципальные программы Рыбасовского сельского поселения становятся важнейшим инструментом эффективного расходования бюджетных средств и достижения запланированных целевых показателей, разработана единая методика ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения.
В рамках проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения будет осуществляться контроль за их выполнением, а также приниматься решения о дальнейшей их реализации.
 
2. Развитие системы муниципального финансового контроля
 
В условиях перехода к «программному» бюджету происходит изменение функций и задач органов муниципального финансового контроля Рыбасовского сельского поселения. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками на контроль за результатами, которые приносит их использование.
Бюджетным кодексом Российской Федерации с 4 августа 2013 г. определена сфера муниципального (муниципального) финансового контроля, введены понятия «внешнего» и «внутреннего» муниципального (муниципального) финансового контроля. К полномочиям органов внешнего муниципального (муниципального) финансового контроля отнесена экспертиза муниципальных (муниципальных) программ, органов внутреннего муниципального (муниципального) финансового контроля – контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных (муниципальных) программ.
Переход к «программному» бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта решения о  местном бюджете, но и на всем «жизненном цикле» муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения – при их разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке эффективности.
Аудит эффективности предполагает анализ достижения запланированных результатов и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению. Аудит эффективности призван дать оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти Рыбасовского сельского поселения с точки зрения результативности выполнения мероприятий муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения, а также достижения конечных целей и задач муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Контрольно-счетная палата Ростовской области осуществляет аудит в сфере закупок, отдел финансового контроля Администрации Сальского района  осуществляет контроль в сфере закупок для муниципальных нужд.
В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения.
Такая организация контроля за реализацией муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения, оперативном принятии иных управленческих решений, а также получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения.
 
V. Управление финансовыми ресурсами
 
В рамках Программы под управлением финансовыми ресурсами Рыбасовского сельского поселения понимается:
повышение эффективности управления доходами местного бюджета;
развитие методологии формирования и использования расходных обязательств Рыбасовского сельского поселения как основного финансового ресурса Рыбасовского сельского поселения.
 
1. Управление доходами
 
Политика в области формирования и администрирования доходов местного бюджета направлена на включение механизмов эффективного использования финансово-ресурсного потенциала, стимулирование экономического роста.
Решение задач и достижение целей будет осуществляться в рамках реализации муниципальной программы Рыбасовского сельского поселения «Управление муниципальными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами», утвержденной постановлением Администрации Рыбасовского сельского поселения от 14.10.2013 № 137, одним из направлений которой является проведение эффективной налоговой политики и политики в области доходов.
Муниципальная налоговая политика будет направлена на дальнейшее расширение налоговой базы и достижение устойчивой положительной динамики поступлений налогов путем:
совершенствования нормативной правовой базы по вопросам налогообложения;
совершенствования имущественного налогообложения;
мониторинга уровня собираемости налогов;
реструктуризации задолженности по платежам в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При применении для этих целей налоговых инструментов основное внимание необходимо уделить:
количественной оценке налоговых инструментов, включая объемы бюджетных средств, направляемых на реализацию муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения, выпадающие доходы от применения налоговых льгот и освобождений, пониженных или повышенных налоговых ставок, иных налоговых преференций, имеющих стимулирующий характер и нацеленных на решение определенных задач;
оценке эффективности применения налоговых инструментов достижения целей и задач, для решения которых были установлены налоговые преференции, а также соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение в виде недополученных доходов бюджетной системы.
Формирование системы такой оценки позволит оценить не только эффективность мер налогового стимулирования, но и обеспечить эффективное использование общественных финансов, их направление (в том числе в виде доходов, недополученных от предоставления налоговых льгот) на решение поставленных задач.
С учетом этого в рамках Программы необходимо реализовать следующие меры, позволяющие обеспечить полноценную интеграцию налоговой политики (в части предоставления налоговых льгот) с общими направлениями повышения эффективности использования бюджетных средств.
1. Следует обеспечить периодическое обновление и актуализацию перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования.
Продление действующих и особенно введение новых налоговых льгот следует производить на условиях:
предварительного анализа влияния результата от предоставляемых налоговых льгот на бюджетную эффективность;
рассмотрения возможности установления налоговых льгот с ограниченным сроком действия;
анализа фактической результативности и эффективности применения налоговых льгот по итогам каждого года их применения (в том числе в целях возможного принятия решений о дальнейшей их пролонгации).
Результаты оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот используются в проведении налоговой политики на всей территории Рыбасовского сельского поселения.
2. При принятии на федеральном уровне нормативных правовых актов, регламентирующих учет и анализ налоговых льгот в качестве «налоговых расходов», следует принять нормативные правовые акты муниципального уровня (при делегировании таких прав федеральным законодательством).
3. При принятии на федеральном уровне соответствующих нормативных актов возобновить проведение реструктуризации задолженности на уровне Рыбасовского сельского поселения.
4. Региональная налоговая политика не должна ограничиваться правовым регулированием. Крайне важными являются вопросы налогового администрирования доходов, в которых основная роль отводится территориальным органам Федеральной налоговой службы России. Повышение качества налогового администрирования региональных и местных налогов в значительной степени зависит от эффективности взаимодействия территориальных органов Федеральной налоговой службы России с органами местного самоуправления.
 
2. Управление расходными обязательствами
 
Планирование бюджетных ассигнований Рыбасовского сельского поселения осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих расходных обязательств Рыбасовского сельского поселения, предусмотренных законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, и принимаемых расходных обязательств Рыбасовского сельского поселения, предусмотренных законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению.
Муниципальные программы Рыбасовского сельского поселения, являясь инструментом реализации муниципальной социально-экономической политики Рыбасовского сельского поселения, сами по себе не формируют расходных обязательств Рыбасовского сельского поселения, а задают общие границы для их принятия и исполнения с учетом «увязки» расходных обязательств разных видов с целями и ожидаемыми результатами в определенной сфере деятельности.
В то же время при переходе к «программному» бюджету Рыбасовского сельского поселения особенно важно четкое определение объема и структуры действующих расходных обязательств, поскольку они позволяют планировать деятельность, обеспечивать результаты реализации муниципальной политики Рыбасовского сельского поселения.
При этом в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств Рыбасовского сельского поселения возможно и необходимо проведение оптимизации, перераспределение бюджетных ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Одновременно это позволяет определить (при соблюдении бюджетных правил) наличие ресурсов для обеспечения принимаемых расходных обязательств
с учетом приоритетов муниципальной социально-экономической политики Рыбасовского сельского поселения и уровня эффективности реализации соответствующих муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения.
Бюджетная политика в сфере расходов направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Основная цель оптимизации бюджетных расходов – создание стимулов
к ответственному управлению финансовыми ресурсами и повышению качества предоставления муниципальных услуг (выполнения работ).
В рамках данной задачи будет продолжено проведение курса бюджетной политики, выстроенной на принципах ответственности и предсказуемости. Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов местного бюджета требует выявления резервов и их перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.
В целях создания условий для своевременного и эффективного использования средств продолжится применение бюджетных правил, в числе которых – наличие проектной (сметной) документации, положительного заключения экспертизы на объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Четкая приоритизация расходов местного бюджета будет направлена на изменение структуры бюджетных расходов в пользу расходов, направленных на развитие Рыбасовского сельского поселения, с четким определением объемов бюджетного финансирования, необходимых для достижения конкретных, количественно определенных целей муниципальной социально-экономической политики Рыбасовского сельского поселения.
Одним из основных направлений бюджетных расходов будет являться обеспечение мероприятий по исполнению «программных» указов Президента Российской Федерации 2012 года, так как в них обозначены основные направления развития Рыбасовского сельского поселения на ближайшие годы.
В отношении дальнейшего развития методологии формирования и использования расходных обязательств как основы для планирования расходов местного бюджета особенно важным будет совершенствование федерального законодательства в области контрактной системы Российской Федерации. В этой связи потребуется реализовывать сложившийся механизм учета действующих и принимаемых расходных обязательств по заключенным и планируемым к заключению муниципальным контрактам при планировании и исполнении бюджета. Для этого возникнет необходимость обеспечения взаимосвязи инструментов управления общественными финансами (учет принимаемых обязательств, реестр расходных обязательств, обоснование бюджетных ассигнований).
 
VI. Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов
 
Переход к «программному» бюджету предполагает повышение ответственности органов исполнительной власти Рыбасовского сельского поселения за достижение запланированных целей и результатов.
 
1. Система анализа эффективности бюджетных расходов
 
Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
повышения объективности и качества бюджетного планирования;
повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
участия, исходя из возможностей местного бюджета, в реализации муниципальных программ Российской Федерации и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета;
повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти Рыбасовского сельского поселения, в том числе за счет стимулирования их деятельности на достижение наилучших результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов исполнительной власти Рыбасовского сельского поселения.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств местного бюджета, в процессе формирования проекта местного бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к разработке муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения, исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований местного бюджета согласно утвержденному порядку о методике планирования бюджетных ассигнований местного бюджета.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать возможность непосредственной «увязки» соответствующих бюджетных расходов (включая кредитные ресурсы, муниципальные гарантии, налоговые льготы, особые условия доступности соответствующей инфраструктуры) с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
Анализ реализации муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения должен сопровождаться обязательным составлением отчетов об исполнении планов реализации муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения, содержащих перечень значимых контрольных событий, оказывающих существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы Рыбасовского сельского поселения, с указанием их сроков и ожидаемых результатов выполнения мероприятий, а также объем расходов на их реализацию, а также годовых отчетов о реализации муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения, утверждаемых постановлениями Администрации Рыбасовского сельского поселения.
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения.
 
2. Развитие системы муниципальных закупок
и повышение функциональной эффективности расходов в этой сфере
 
Одно из приоритетных в ближайшей перспективе направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов связано с развитием контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Рыбасовского сельского поселения.
Основным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
С 1 января 2014 г. вступил в силу Закон о контрактной системе, согласно которому произошли значительные изменения правил осуществления закупок для муниципальных нужд. Поправки затрагивают как деятельность заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников закупок. Закон о контрактной системе будет регулировать закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности.
При этом целесообразность осуществления муниципальных закупок должна быть увязана с целями и задачами реализации муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения, планы-графики закупок увязаны с планами реализации муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения, а в контрактах на оказание услуг или закупку товаров для муниципальных нужд должны указываться результаты соответствующих мероприятий муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения.
Для реализации Закона о контрактной системе в 2013 году была проведена работа по подготовке функционала информационного ресурса Рыбасовского сельского поселения для размещения информации о размещении заказа. Разработан модуль для организации работы по мониторингу закупок региональных заказчиков. Велась работа по интеграции региональной информационной системы с общероссийским официальным сайтом в сфере госзакупок.
В рамках нормативно-правовой работы по регулированию сферы закупок приняты постановления Администрации Рыбасовского сельского поселения:
от 27.12.2013 № 168 «О создании контрактной службы Администрации Рыбасовского сельского поселения»;
от 12.05.2014 № 63 "Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд Рыбасовского сельского поселения".
В 2014 году планируется разработать и установить правила нормирования в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд Рыбасовского сельского поселения в соответствии с общими правилами нормирования в сфере закупок, установленными Правительством Российской Федерации. На основании данных правил органам исполнительной власти Рыбасовского сельского поселения предстоит утвердить требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ и услуг, а также нормативные затраты на обеспечение функций органов исполнительной власти Рыбасовского сельского поселения.
Кроме того, в 2014 году в рамках реализации Закона о контрактной системе планируется утверждение Правительством Российской Федерации порядка информационного взаимодействия единой информационной системы с региональными информационными системами. После его утверждения на федеральном уровне будет осуществлена интеграция региональной информационной системы в сфере закупок с единой информационной системой в сфере закупок.
Законом о контрактной системе расширяется круг участников в сфере закупок. При предоставлении автономным учреждениям и унитарным предприятиям субсидий из местного бюджета (на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной или муниципальной собственности) при осуществлении закупок у них возникнет обязанность применять положения Закона о контрактной системе, которая позволит обеспечить гласность и прозрачность, повысить эффективность осуществления таких закупок.
 
3. Оптимизация структуры муниципального сектора экономики
 
По-прежнему актуальной остается задача оптимизации сети муниципальных учреждений Рыбасовского сельского поселения. Планируемая реорганизация учреждений будет ориентирована на эффективное оказание муниципальных услуг населению Рыбасовскому сельскому поселению. Высвобождаемые при этом средства будут направляться на финансирование социально-экономических приоритетов Рыбасовского сельского поселения.
В целях реализации этой задачи решения о реорганизации, изменении типа или ликвидации учреждений будут приниматься исключительно на основе анализа основных видов деятельности учреждений, определенных учредительными документами, оценки объема и содержания оказываемых муниципальных услуг, наличия конкурентной среды.
В отношении муниципального учреждения Рыбасовского сельского поселения должны быть созданы условия для стимулирования оптимизации, в том числе с помощью совершенствования положений органов местного самоуправления Рыбасовского сельского поселения.
 
4. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
 
В 2012 году завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений (далее – учреждения) и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг и работ (далее – услуги), предусмотренного Законом № 83-ФЗ.
В ходе реализации первого этапа этой системной реформы выявились следующие проблемы и ограничения:
сохранение высокого уровня агрегирования при формулировании услуг (применение подхода «одно учреждение – одна услуга»), при котором затруднены объективное сопоставление затрат учреждений и оценка эффективности их деятельности (в данной ситуации применимы только индивидуальные нормативы, расчет которых фактически не отличается от расчета сметы и которые непригодны для анализа и сопоставления эффективности деятельности учреждений, кроме того, в рамках подхода «одно учреждение - одна услуга» невозможно четко отделить платные услуги от бесплатных);
различия в подходах к определению однотипных услуг, включенных в ведомственные перечни, при которых одинаковые по сути услуги имеют различные наименования, а наименования и детализация отдельных услуг не соответствуют базовым (отраслевым) перечням услуг (работ) (далее – базовые перечни);
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет, непрозрачность дифференциации нормативов финансового обеспечения государственных) услуг и отсутствие методик и опыта определения единых нормативов;
Основные направления перспектив реализации Федерального закона № 83-ФЗ были обозначены в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах.
Первое – законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня муниципальных услуг в таких сферах, как культура. Учредители учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать муниципальные задания для подведомственных учреждений.
Второе – создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание муниципальной услуги.
Третье – включение основных параметров муниципального задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ Рыбасовского сельского поселения.
Для повышения качества и доступности услуг необходимо решение следующих основных задач.
1. Использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее – задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи программ и заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в услугах.
2. Преобразование учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления.
3. Формирование единого регистра муниципальных услуг на основе базовых перечней, разработанных, ответственными за реализацию муниципальной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности, и включающего в себя муниципальные услуги, реализуемые в рамках Законов № 210-ФЗ и № 83-ФЗ.
Унификация подходов к формулированию услуг и формирование их исчерпывающего перечня в соответствии с возложенными на органы местного самоуправления позволит обеспечить реализацию конституционных гарантий перед гражданами, быстрое и четкое формирование муниципальных заданий учреждениям на основе сопоставимых критериев, а, следовательно, повысить эффективность деятельности учреждений.
Согласно указанным поправкам, формирование и ведение единого регистра будет установлен порядок формирования и ведения ведомственных перечней муниципальных услуг, единого регистра муниципальных услуг, базовых (отраслевых) перечней (реестров) муниципальных услуг.
Единый регистр муниципальных услуг, сформированный на основании базовых перечней муниципальных услуг, должен стать основанием для формирования ведомственного перечня муниципальных услуг.
На основе ведомственного перечня, утвержденного Администрацией , осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, либо главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся казенные учреждения должно формироваться муниципальное задание.
Муниципальные задания на основе базовых и ведомственных перечней предлагается формировать, начиная с 2015 года.
К этому сроку единый регистр муниципальных услуг должен стать базовым информационным ресурсом, в который интегрируются все существующие общероссийские классификаторы, реестры и справочники, предназначенные для систематизации и кодирования информации о видах деятельности и муниципальных услугах.
Для этого планируется продолжить актуализацию общероссийских классификаторов, реестров, справочников, формирование единой методологии систематизации и кодирования информации.
4. Переход при финансовом обеспечении учреждений к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики). Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а, следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
На первом этапе реформы муниципальных учреждений финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием осуществлялось на основе «первоначальных» нормативных затрат, установленных индивидуально для каждого учреждения. Установление индивидуальных нормативных затрат позволило увязать объем финансового обеспечения деятельности учреждения с объемом оказываемых данным учреждением муниципальных услуг, а также проанализировать различия в финансовом обеспечении разных учреждений.
В тоже время индивидуальные нормативные затраты тормозят дальнейшее развитие реформы, направленной на повышение качества, эффективности и доступности муниципальных услуг, предусматривающей создание условий для выбора наиболее эффективного поставщика муниципальных услуг по качеству, доступности, стоимости услуг и формирование рыночных механизмов оказания муниципальных услуг для юридических и физических лиц, предусматривающих закупку указанных услуг у организаций – исполнителей, выбранных данными юридическими и физическими лицами.
 
6. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
Одним из требований Закона № 83-ФЗ является четкое разграничение услуг, оказываемых муниципальными учреждениями на платной и бесплатной основе. В Законе № 7-ФЗ указан исчерпывающий перечень случаев, в которых учреждение вправе оказывать платные услуги – только сверх муниципального задания и по видам деятельности учреждения, не являющимся основными и не финансируемым по муниципальному заданию. В пределах муниципального задания платные услуги можно оказывать, только если эта возможность установлена в федеральном законе (например, Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»).
К полномочиям органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, отнесены многие способы: от полного регулирования данным органом цены каждой услуги для каждого учреждения до предоставления полной самостоятельности учреждению.
При этом согласно Закону № 7-ФЗ порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, учреждение, выполняющее работы, оказывающее услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату, должно осуществлять данные виды деятельности на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства муниципальных учреждений в части взимания платы за оказание услуг, гарантированных населению за счет бюджета , а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений «теневых» платных услуг.
7. Совершенствование оплаты труда работников с учетом принципов «эффективного контракта».
Внедрение в учреждениях системы оплаты труда работников, направленной на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда – это установление жесткой взаимоувязки «стоимость услуги – качество услуги» с применением принципа «эффективного контракта».
В рамках перехода к «эффективному контракту» в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Для выполнения этой задачи в 2013 году началась работа по внедрению «эффективного контракта», который должен стать действенным механизмом взаимодействия «учредитель – учреждение».
В целях исполнения постановления Правительства Ростовской области от 24.04.2013 № 222 «О Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Ростовской области на 2013 – 2018 годы» органами исполнительной власти Рыбасовского сельского поселения в 2013 году начата работа по заключению «эффективных контрактов» с работниками, участвующими в реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
В 2013 году были внесены изменения в положения об оплате труда, установлены показатели, критерии оценки деятельности, условия и размеры стимулирующих выплат руководителей и работников учреждений, началась работа по заключению «эффективных контрактов» с руководителями и работниками учреждений. Так, для заключения «эффективных контрактов» с руководителями муниципальных учреждений разработан ряд документов.
Утверждены на 2013 год целевые значения «Соотношение среднемесячной заработной платы (из всех источников финансирования) отдельных категорий работников списочного состава, поименованных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», к средней заработной плате по Ростовской области».
Для установления зависимости выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных учреждений приняты порядки об утверждении целевых показателей эффективности деятельности руководителей и положение о выплатах стимулирующего характера.
8. Продолжение работы по организационной и информационной поддержке реформы муниципальных учреждений.
Для этого необходимо предусмотреть подготовку соответствующих методических рекомендаций, ведение информационной базы мониторинга реализации реформы муниципальных учреждений и финансового анализа ее результатов, а также организационные мероприятия, направленные на разъяснение механизмов и инструментов реализации реформы, руководителей учреждений.
9. Включение показателей качества муниципальных услуг в муниципальные задания.
Необходимо установить стандарты оказания муниципальных услуг, обязательные для выполнения в соответствии с предусмотренными законодательством Российской Федерации гарантиями.
Будет разработан перечень рекомендованных показателей качества, который не должен быть закрытым. Администрация, утверждающая муниципальные задания, целесообразно предоставить право устанавливать не включенные в этот перечень показатели качества в зависимости от специфики подведомственных учреждений, их финансовой обеспеченности.
10. Переход от мониторинга первого этапа реформы совершенствования правового положения муниципальных учреждений, разработанных правовых актов, приведенных в соответствие с требованиями Закона № 83-ФЗ, уставов муниципальных учреждений к мониторингу результатов и эффектов от реализации реформы муниципальных учреждений.
Развитие указанной системы мониторинга является важной самостоятельной задачей, для решения которой необходимо:
разработать отраслевые показатели эффективности деятельности муниципальных учреждений, позволяющие оценить достижение целей, поставленных указанным законом;
усовершенствовать механизм осуществления мониторинга, минимизировав собираемые в его процессе сведения, а также продолжить развитие официального сайта в сети Интернет www.bus.gov.ru, который должен стать основным источником информации о муниципальных учреждениях, позволяющим формировать любые виды аналитической отчетности.
 
5. Повышение эффективности бюджетных инвестиций
 
Обеспечение приоритетов бюджетной политики на 2014 – 2016 годы в части бюджетных инвестиций в первую очередь направлено на исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и мероприятий, предусмотренных «дорожными картами»: помощь бюджетам поселений в расселении ветхого и аварийного жилья.
В целях повышения эффективности бюджетных инвестиций необходимо следующее:
главным распорядителям средств местного бюджета обеспечить публикацию сведений об объектах капитального строительства, реконструкции и капитальных ремонтов муниципальной собственности Рыбасовского сельского поселения с привязкой к месту строительства в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием информации о ходе выполнения этапов строительства (реконструкции и капитального ремонта), главном распорядителе, бюджетополучателе, заказчике строительства, мощности, предусмотренных объемах финансирования из областного, местного бюджета;
создать эффективную систему планирования и контроля размещения государственного заказа и исполнения контрактов с возможностью оперативной обработки результатов формирования сводной отчетности и мониторинга текущего состояния объектов капитального строительства (реконструкции и капитального ремонта);
формирование информационной системы «Электронный бюджет».
Размещенная в открытых источниках информация позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств.
Необходимо создавать инструменты общественного контроля за качеством и сроками выполнения конкретных работ и услуг. Создание портала народного контроля позволит гражданам в режиме реального времени активно взаимодействовать с властями, информировать, как обстоят дела с ремонтом, благоустройством в их конкретном районе, квартале, дворе или доме, высказать мнение о работе местных чиновников.
На 2014 – 2018 годы в Рыбасовском сельском поселении запланированы мероприятия по осуществлению контроля за ходом проектирования и строительства объектов коммунальной инфраструктуры; применению при реализации инвестиционных проектов энергоэффективных и инновационных технологий и материалов; проведению конкурсов в соответствии с Законом о контрактной системе; осуществлению финансового, строительного контроля и своевременному получению разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от специализированных организаций.
Принятие новых инвестиционных обязательств должно быть всесторонне взвешено с точки зрения последующей востребованности, загруженности, территориальной доступности объектов для населения, перспектив развития территорий, а также наличия внутренних финансовых и кадровых ресурсов в соответствующей сфере для обеспечения функционирования создаваемых объектов социального назначения. Следует проводить инвентаризацию капитальных строек, сконцентрировать ресурсы на объектах с высокой степенью готовности, проработать решения о фиксировании цены строительства каждого капитального объекта, чтобы в дальнейшем исключить их необоснованное удорожание.
Сложившиеся порядки предусматривают осуществление бюджетными учреждениями, расходов на строительство (приобретение), реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства муниципальной собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, а также заключение (исполнение) муниципальных контрактов от имени соответствующего публично-правового образования.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом положениями статей 84-86 Бюджетного кодекса установлено, что от имени публично-правового образования могут принимать обязательства (заключать государственные и муниципальные контракты) только органы власти и бюджетные учреждения.
Учитывая особенности правового положения муниципальных учреждений необходимо пересмотреть действующий порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности.
Финансовое обеспечение осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретения объектов недвижимости муниципальной собственности, закрепленные (подлежащие закреплению) на праве оперативного управления или хозяйственного ведения соответственно за бюджетными учреждениями может осуществляться либо путем предоставления субсидии указанным организациям, либо путем инвестиций из соответствующего бюджета:
путем передачи органами местного самоуправления на безвозмездной основе на основании соглашений (договоров) своих полномочий муниципального заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лице указанных органов муниципальных контрактов бюджетным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют соответственно функции и полномочия учредителей или права собственника имущества соответствующего публично-правового образования (далее – органы власти);
путем осуществления бюджетных инвестиций самим органом власти как получателем бюджетных средств с последующей передачей результата капитальных вложений бюджетным учреждениям.
Значительное влияние на эффективность расходов бюджета на осуществление инвестиций в объекты муниципальной собственности оказывают процедуры планирования, размещения, исполнения «инвестиционных» контрактов.
Существующий порядок планирования и осуществления бюджетных инвестиций не предполагает оценки всех необходимых финансовых потоков для хозяйственной деятельности учреждения, в том числе эксплуатационных расходов и выручки, связанной с использованием объекта. Также не подвергается специальному исследованию вопрос соразмерности технических характеристик создаваемого объекта потребностям на рынке и, таким образом, его влияние на конкурентные условия.
 
6. Развитие муниципально-частного партнерства
 
Существенную роль в реализации инвестиционных проектов приобретает использование механизмов муниципально-частного партнерства, позволяющих обеспечить частичное либо полное замещение бюджетных инвестиций частными или заемными средствами.
Целью муниципально-частного партнерства является привлечение частных и эффективное использование муниципальных ресурсов для развития экономики и социальной сферы, повышения уровня жизни населения Рыбасовского сельского поселения.
Сотрудничество Рыбасовского сельского поселения с частными партнерами осуществляется с целью реализации на территории поселения общественно значимых проектов в экономике и социальной сфере.
Основными характеристиками бюджетных инвестиций при реализации муниципально-частного партнерства являются юридическое закрепление партнерства, осуществление взаимодействия на средне- или долгосрочной основе, наличие строго определенной цели взаимодействия, отсутствие которой в дальнейшем не позволит оценивать реализуемый проект.
Расходы по таким проектам осуществляются в рамках широкого спектра соглашений имущественного и финансового характера, таких как:
концессии;
инвестиционные соглашения о согласованном по срокам и техническим параметрам создании объектов капитального строительства за счет муниципальных и частных инвестиций;
долгосрочные соглашения о приобретении товаров или услуг для муниципальных нужд, а также частичной компенсации затрат инвестора путем предоставления субсидий;
реализация инвестиционных проектов через компании с муниципальным участием;
повышение эффективности бюджетных инвестиций;
создание новых инструментов бюджетной политики в сфере муниципальных инвестиций, обеспечивающих «комфортные» условия для частного капитала;
Для решения указанных задач в рамках Программы должны быть осуществлены следующие меры.
1. Мероприятия, направленные на сокращение рисков инвестирования в проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства:
формирование, мониторинг и учет при принятии решений о муниципальной поддержке инвестиционного проекта репутации и опыта реализации аналогичных проектов собственников и топ-менеджмента компании, реализующей проект;
проведение систематического сравнительного анализа результатов, достигаемых при реализации лучших инвестиционных проектов с муниципальным участием, с последующим их учетом при принятии решений по новым аналогичным расходным обязательствам инвестиционного характера;
разработка и применение в бюджетном планировании отраслевых моделей муниципального стимулирования экономической активности, привлечения частных инвестиций и управления отраслевыми рисками;
переход от бюджетных инвестиций к закупкам товаров и услуг на основе долгосрочных проектных соглашений в случае реализации инвестиционного проекта в сфере осуществления муниципальных функций.
2. Мероприятия, направленные на передачу рисков по инвестиционным проектам от поселения к частным инвесторам:
стимулирование частных инвестиций в рамках проектов муниципально-частного партнерства по комплексному развитию территорий с последующей частичной компенсацией понесенных расходов в части развития публичной инфраструктуры в зависимости от дополнительных налоговых поступлений от эксплуатации новых предприятий, созданных участниками таких проектов;
развитие инструментов страхования инвестиций, в том числе за счет создания специальных фондовых и производных финансовых инструментов.
3. Мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетных инвестиций:
совершенствование бюджетного законодательства в части процедуры и условий принятия долгосрочных финансовых обязательств по расходам инвестиционного характера в формате инвестиционных проектов, а также реализации инвестиционных проектов в формате муниципально-частного партнерства;
 
VII. Повышение операционной эффективности деятельности органов исполнительной власти и муниципальных учреждений
 
Повышение результативности бюджетных расходов должно быть обеспечено также на операционном уровне, которым определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органами муниципального управления. Указанные меры должны быть направлены на повышение подотчетности органов исполнительной власти, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств бюджета Рыбасовского сельского поселения.
 
1. Повышение качества финансового
менеджмента в органах исполнительной власти
 
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как на ведомственном уровне, так и на уровне муниципальных учреждений.
Финансовый менеджмент администрации должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый контроль).
В ходе финансового менеджмента Администрация должна приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых на мероприятия, осуществляемые Администрацией, а также оказание муниципальных услуг, осуществляемых подведомственными муниципальными учреждениями.
Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля в Администрации.
Внутренний финансовый контроль дополняется внутренним финансовым аудитом, нацеленным на проведение на основе функциональной независимости оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, полноты и достоверности бюджетной отчетности. Основным результатом внутреннего финансового аудита будет направление руководителю рекомендаций по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита предполагает проведение следующих мероприятий:
разработка и совершенствование нормативного и методического обеспечения внутреннего финансового контроля и аудита;
внедрение риск-ориентированного планирования внутреннего финансового аудита;
внедрение системы внешней и внутренней оценки качества внутреннего финансового контроля и аудита на основе установленных количественных показателей эффективности деятельности должностных лиц в сфере внутреннего финансового контроля и аудита;
подготовка и переподготовка указанных должностных лиц.
Внутренний контроль должен превратиться в постоянный процесс, осуществляемый руководством и должностными лицами всех структурных уровней в ходе исполнения функций (оказания услуг) и полномочий, направленный на предоставление разумных гарантий:
соблюдения и качественного исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, административных и внутренних регламентов (стандартов);
формирования и представления полной и достоверной финансовой (бухгалтерской) и иной отчетности;
сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении, эффективности его использования;
соблюдения принципов эффективности и результативности деятельности.
Роль внутреннего аудита сводится к оценке надежности средств внутреннего контроля, подтверждению полноты и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, формированию рекомендаций по повышению эффективности деятельности Администрации, муниципального учреждения.
Внутренний контроль и аудит должен быть основан на управлении рисками, которые в установленном порядке идентифицируются и количественно оцениваются с определением рекомендуемых мер, направленных на их снижение и устранение негативных факторов рисков. В результате расчета риска должны быть определены как вероятность наступления события, негативно влияющего на достижение установленных целей, задач и ожидаемых результатов деятельности, так и степень влияния или последствия этого события в случае его проявления, в том числе выражающиеся в размере возможного материального ущерба.
Основными негативными факторами рисков являются недостатки, связанные с дисбалансом организационной структуры, отсутствием четкой системы управленческой подотчетности, основанной на разграничении круга задач и обязанностей должностных лиц, пробелами во внутренних стандартах и регламентах организации деятельности, ненадлежащим планированием операционной деятельности, неэффективной кадровой политикой и неудовлетворительной реализацией антикоррупционных мер.
Практика применения новых подходов по организации внутреннего финансового контроля и аудита в системе главного администратора бюджетных средств позволит к 2015 году перейти к формированию систем внутреннего контроля и аудита, охватывающих все аспекты деятельности как администрации так и муниципальных учреждений.
В 2015 – 2018 годах первоочередными мероприятиями по развитию систем внутреннего контроля и аудита являются:
формирование нормативных правовых актов, обеспечивающих осуществление внутреннего контроля и аудита как в системе главного администратора бюджетных средств, так и в муниципальном учреждении;
разработка и внедрение программ обучения и тренингов по внутреннему контролю и аудиту.
Функционирование системы внутреннего контроля и аудита,включающей внутренний финансовый контроль и аудит, должно привести к постоянному росту качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств, муниципального учреждения.
Для количественной оценки повышения качества финансового менеджмента необходимо продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, осуществляемого финансовым органом.
Совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента будет направлено не только на дополнение и уточнение системы количественных показателей, характеризующих степень отлаженности бюджетных процедур, механизмов внутреннего финансового контроля, состояние бюджетной дисциплины, но и на введение показателей, характеризующих результативность бюджетных расходов в отчетном периоде. Это позволит определить области неэффективных бюджетных расходов с последующими возможными решениями по корректировке государственных (муниципальных) программ.
Администрация Рыбасовского сельского поселения – учредитель должна иметь возможность получения оперативной оценки качества деятельности муниципальных учреждений.
В этих целях необходимо создать многофакторную систему мониторинга качества финансового менеджмента муниципальных учреждений, в результате которого должна объективно оцениваться деятельность любого муниципального учреждения на основе показателей, характеризующих:
объем предоставленных муниципальных услуг, их качество и доступность;
законность и качество управления имуществом муниципальных учреждений, используемого для целей оказания муниципальных услуг;
качество управления доходами муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности (утверждение и реализация программ материального стимулирования сотрудников учреждений);
обоснованность планов финансово-хозяйственной деятельности;
качество финансовой дисциплины, выражающейся в соблюдении планов финансово-хозяйственной деятельности, правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и учетной политики;
обоснованность наличия остатков в части субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Кроме того, в рамках решения задачи по повышению эффективности управления отдельными видами расходов бюджета будут внедрены инструменты, позволяющие производить оценку результатов исполнения бюджета.
Так, в рамках исполнения муниципальных контрактов планируется создать механизмы определения экономии и переноса остатков с учетом показателей плана закупок товаров, работ и услуг, плана-графика осуществления закупки.
Планы закупок и сведения о поставленных на учет бюджетных обязательствах позволят получить информацию о принимаемых и действующих бюджетных обязательствах, а реестр контрактов и сведения плана-графика – информацию о заключенных муниципальных контрактах и объемах и сроках исполнения денежных обязательств. На основе полученных показателей можно производить расчет остатков неиспользованных на начало очередного финансового года бюджетных ассигнований на исполнение заключенных муниципальных контрактов и принимать решения об их перераспределении.
С целью повышения эффективности затрат на организацию ведения бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в рамках реализации Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» необходимо:
разработать и обеспечить внедрение единых стандартов бухгалтерского учета;
Осуществление мер по совершенствованию системы бухгалтерского учета и отчетности на основе международных признанных стандартов, направленных на обеспечение качества, полезности и доступности финансовой информации, информационной открытости финансовой деятельности хозяйственных обществ будет осуществляться за счет следующих основных мероприятий:
формирование системы нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету на основе Международных стандартов финансовой отчетности;
формирование в системе государственной статистики государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности и обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов в электронном виде.
 
 
2. Развитие системы бюджетных платежей
 
В рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов был завершен перевод всех счетов муниципальных учреждений Рыбасовского сельского поселения из кредитных организаций в органы Федерального казначейства. Это позволило сосредоточить все средства бюджета и средства муниципальных бюджетных учреждений Рыбасовского сельского поселения в Центральном банке Российской Федерации, обеспечив надежность финансовой системы Рыбасовского сельского поселения.
Следующей задачей по совершенствованию системы бюджетных платежей является развитие инструментов управления остатками средств на едином счете местного бюджета.
Для ее решения будут реализованы следующие меры.
1. Переход от санкционирования доводимых предельных объемов оплаты денежных обязательств к санкционированию кассовых расходов главных распорядителей средств местного бюджета Рыбасовского сельского поселения.
С 1 января 2014 г. сектор экономики и финансов Рыбасовского сельского поселения осуществляет санкционирование каждого денежного обязательства получателей средств местного бюджета, за исключением расходов по предоставлению субсидий организациям любой формы собственности, кроме муниципальных учреждений и предприятий, а также индивидуальным предпринимателям, физическим
лицам – производителям товаров, работ, услуг.
2. Обеспечение однократности ввода информации в единый программный продукт.
Так как будет использоваться Администрацией единая автоматизированная система управления муниципальными финансами позволит обеспечивать однократность ввода информации непосредственно в систему один раз при формировании документа и дальнейшее использование этой информации.
В результате обеспечивается ввод информации непосредственно в систему при формировании документа для оплаты расходов местного бюджета, проведение проверки сформированного документа и направление его в орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения местного бюджета, для списания средств с единого счета местного бюджета.
Реализация указанной меры позволит оптимизировать сроки прохождения платежей, минимизировать трудозатраты специалистов финансово-экономического сектора, унифицировать формирование финансовой информации в электронном виде.
3. Перечисление в бюджет муниципального образования из областного бюджета межбюджетных трансфертов, источником которых являются целевые средства областного бюджета, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета.
 
VIII. Обеспечение открытости
и прозрачности муниципальных финансов
 
В Рыбасовском сельском поселении большое внимание в процессе совершенствования бюджетного процесса уделяется развитию важного принципа бюджетной системы Российской Федерации – прозрачности (открытости).
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления Рыбасовского сельского поселения, принимающих участие в подготовке, исполнении местного бюджета и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
В настоящее время на информационных ресурсах широко представлены решения Собрания депутатов Рыбасовского сельского поселения о бюджете Рыбасовского сельского поселения, об отчете об исполнении Рыбасовского сельского поселения, нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетный процесс в Рыбасовском сельском поселении.
На официальном сайте администрации Рыбасовского сельского поселения ведется рубрика «Бюджет для граждан», где своевременно размещается информация об исполнении бюджета Рыбасовского сельского поселения.
В целях информирования общественности, выявления общественного мнения и осуществления взаимодействия органов исполнительной власти Рыбасовского сельского поселения с общественностью регулярно проводятся публичные слушания по проектам решения Собрания депутатов «О бюджете Рыбасовского сельского поселения» и об отчете об исполнении местного бюджета.
Повышению уровня прозрачности и открытости общественных финансов в значительной степени способствует переход к формированию местного бюджета на программной основе.
Для обеспечения финансовой (налогово-бюджетной) прозрачности необходимы:
общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
открытость деятельности органов местного самоуправления по формированию и исполнению бюджета Рыбасовского сельского поселения;
наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности.
В связи с этим необходимо обеспечить публичность процесса управления общественными финансами, а также открытость и доступность информации о планировании и расходовании бюджетных средств. Цели бюджетной политики должны представляться в понятной и доступной для граждан форме.
В рамках развития «Единой автоматизированной системы управления общественными финансами в Ростовской области», построение которой начато в 2013 году, до конца 2014 г. будет развернуто портальное решение «Открытый бюджет», которое станет эффективным инструментом осуществления общественного контроля бюджетного процесса.
Портал «Открытый бюджет» в доступной и наглядной форме предоставит пользователям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о структуре и ключевых характеристиках местного бюджета, а также позволит обеспечить:
освещение основных направлений и ориентиров бюджетной политики в Рыбасовском сельском поселении и проекта решения Собрания депутатов Рыбасовского сельского поселения о бюджете;
мониторинг основных показателей бюджета – доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета на текущий год и плановый период;
сравнение плановых и фактических значений показателей бюджета в динамике;
мониторинг структуры расходов на муниципальные программы Рыбасовского сельского поселения;
отображение сведений о муниципальном долге субъекта;
предоставление достоверной бюджетной информации в режиме реального времени, доступной для всех заинтересованных пользователей;
публикацию бюджетной информации в формате открытых данных, соответствующих установленным требованиям.
Информация на портале будет актуальной и понятной для специалистов и граждан.
Развертывание портала «Открытый бюджет» существенно повысит прозрачность бюджетного процесса за счет создания единой областной базы данных, содержащей всю информацию по планированию общественных финансов муниципальных образований, а также исполнению местных бюджетов.
Кроме того, в целях обеспечения доступного информирования населения Рыбасовского сельского поселения о бюджете Рыбасовского сельского поселения и об отчете о его исполнении, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств будет продолжено развитие рубрики «Бюджет для граждан».
В данной рубрике необходимо обеспечить опубликование презентационных материалов по основным  параметрам местного бюджета, а также размещать сведения о ходе исполнения местного бюджета. Это позволит в понятной, доступной и наглядной форме информировать граждан о структуре, динамике и исполнении бюджета.
В условиях открытости и прозрачности в сфере управления общественными финансами возрастает значение бюджетной грамотности населения Рыбасовского сельского поселения. Проведение и реализация мероприятий по проведению публичных слушаний, создание портала «Открытый бюджет», ведение рубрики «Бюджет для граждан» способствуют повышению уровня грамотности различных слоев населения в вопросах формирования и исполнения бюджета Рыбасовского сельского поселения.
Повышение финансовой прозрачности органов исполнительной власти Рыбасовского сельского поселения необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия государственных управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами Рыбасовского сельского поселения.